К пятилетию начала войны в Ираке, отмечавшемуся 20 марта, президент Буш в очередной раз поведал миру: «легитимность» американского вторжения в эту ближневосточную страну была основана на том, что «свобода – это право, данное Богом», а «каждое человеческое сердце носит в себе частичку Творца». Вот, мол, и пришлось янки с божьей помощью «освобождать сердца» арабов от саддамовской тирании. Стоит ли после этого удивляться тому, что 43-й президент США по праву носит неофициальный титул самого набожного хозяина Белого дома за всю историю Штатов? «Новые Известия» решили выяснить, с лидерами каких стран президент Буш мог бы на равных провести теологические переговоры на «высшем уровне». С божественным обоснованием войн в Ираке и Афганистане президент Джордж Буш выступил на съезде Национальных религиозных телерадиовещателей Америки. Выбор именно этой аудитории для него не случаен. Заокеанские СМИ уже не раз отмечали, что нынешний глава Штатов молится каждый день и уверен, что выполняет миссию, порученную ему Творцом. Порой, возвращаясь из зарубежных турне и опаздывая по каким-либо причинам к службе, он заранее предусматривает возможность ее проведения прямо на борту самолета (так было, например, в 2002 году по завершении визита в Сальвадор).
Джордж Буш, по его собственным словам, пришел к Богу в 39 лет, после беседы с преподобным Билли Грэмом. Результаты «второго рождения» не замедлили сказаться. Через год будущий президент бросил пить и вступил в группу по изучению Библии при методистской церкви в Мидленде, штат Техас. Дальше – больше. Переехав в Белый дом, Буш стал хвалиться, что с Господом он на «ты». Четыре года назад он уверенно заявил: «Я верю, что Бог говорит моими устами. Без него я бы не смог делать свою работу».
«Мною руководит Бог, – признался американский президент в беседе с палестинским премьером через четыре месяца после начала иракской войны.– Он сказал мне: “Джордж, иди и сражайся с террористами в Афганистане”. И я пошел. Потом Бог сказал мне: “Джордж, иди и покончи с тиранией в Ираке”. И я это сделал». Интересно, что самым набожным предшественником Буша считался Джимми Картер, руководивший страной с 1977 по 1981 год. «Картер представляет собой нечто вроде перекрестка между миром религии и политикой»,– как-то подметил известный американский режиссер Джонатан Демми. За те четыре года, что Джимми Картер провел в Белом доме, он ни разу, если находился в столице, не пропустил службы в Первой баптистской церкви Вашингтона.
На нынешних праймериз в «преемники» Буша метили сразу два достойных кандидата – рукоположенный священник Майк Хакэби и мормонский епископ Митт Ромни. Рекламные ролики республиканца Хакэби неизменно начинались со слов «Христианский лидер», написанных большими белыми буквами. После того, как он объявил о том, что отказывается от борьбы, многие сторонники незыблемости конституции облегченно перевели дух. Ведь Хакэби не скрывал, что, став президентом, предпринял бы все усилия, чтобы внести изменения в основной закон США, в котором о Боге ничего не сказано. Его демократический «антипод» мормон Ромни, успевший в свое время помиссионерствовать в католической Франции, тоже повсюду продвигал идеи «христианского преображения» страны. И с Хакэби пикировался в первую очередь на религиозной почве. По мнению Ромни, Хакэби «бил ниже пояса», утверждая, что мормоны верят, будто Иисус и дьявол – братья.
Весьма набожными стали и главы государств на пространстве СНГ. Президент Украины Виктор Ющенко, к примеру, постоянно под прицелами фото- и видеокамер и в сопровождении своего многочисленного семейства посещает православную церковь. «Корень наших проблем в аморальности отдельных политиков и отступлении от заповедей Христа», – заявил Ющенко во время одного из таких визитов. Показательно, что его брат – депутат Верховной рады Петр Ющенко – возглавляет общественную организацию «За поместную Украину», призванную внести свою лепту в процесс объединения украинского православия и создания единой поместной церкви. Эту идею любит озвучивать и сам Виктор Андреевич, посещая храмы разных конфессий и вызывая тем самым неоднозначную реакцию представителей разных Церквей. В Киеве давно известно, что лучший подарок президенту – это икона. В этом году на день рождения Ющенко 23 февраля премьер Юлия Тимошенко преподнесла ему именно такой презент. Но, учитывая непростые отношения между политиками в последнее время, в народе моментально родился анекдот. Мол, премьер подарила икону, которая убережет Ющенко… от второго президентского срока.
Глава Грузии Михаил Саакашвили и его супруга Сандра Элизабет Рулофс (голландка по происхождению, принявшая православие) тоже довольно часто посещают храмы. Причем первая леди даже поет в церковном хоре. Президентская чета крестила обоих своих сыновей. Президент Саакашвили называет Православную церковь «одним из маяков национального развития, будущего нации». В политической риторике он, как и Джордж Буш, часто использует религиозные образы. Особенно часто он поминает Святого Георгия, небесного покровителя Грузии. Глава государства нередко политические заявления делает в стенах храмов, что части верующих совсем не нравится. Обе его инаугурации начинались с духовных клятв, принесенных именно в церквях.
Некоторые политические оппоненты Саакашвили, в частности экс-министр обороны Ираклий Окруашвили, обвиняют его в том, что «чрезмерной религиозностью» он преднамеренно дискредитирует Грузинскую православную церковь. Дескать, Саакашвили любых лидеров, в том числе и церковных, воспринимает, как конкурентов. Как бы то ни было, Грузинской православной церкви в последнее время все чаще приходится играть роль успокоителя, медиатора в распрях между руководством страны и оппозицией.
В такой религиозной стране, как Польша, ни один из политиков, претендующих на всенародную любовь, тоже не может игнорировать авторитет костела. После поражения на осенних парламентских выборах президент и экс-премьер Качинские взяли под личный патронаж католическую станцию «Радио “Мария”, на котором они теперь могут рассказывать о своих “разговорах с Богом”. И костел платит братьям взаимностью. Журналисты радио много и обстоятельно высказываются негативно по поводу “развращающей и чуждой Церкви” политики премьер-министра Дональда Туска. Интересно, что во время своего недавнего телеобращения, сопровождавшегося показом свадьбы гомосексуалистов, президент Лех Качинский назидательно остерегал народ: “Вот что ждет Польшу, если нынешнее правительство подпишет Лиссабонский договор в его нынешнем виде (этот документ призван заменить не утвержденный в странах ЕС проект Евроконституции. – „НИ“)”.
Многие польские наблюдатели довольно иронично отзываются о “религиозном перерождении” президента (ранее называвшего себя материалистом). По их мнению, его неожиданная любовь к Богу – это не что иное, как попытка восстановить стремительно падающее доверие избирателей. По последним данным, пропрезидентскую партию “Право и справедливость” поддерживают сегодня менее 20% избирателей, что является самым низким показателем за последние три года. А для того, чтобы переломить ситуацию, “возлюбить Бога” просто необходимо.
/источник: Новые Известия/
|