4Profit.ru
Пятница, 29.03.2024, 17:07
| RSS
 
Главная Учебные материалы
Меню сайта
Категории каталога
Учебный курс [12]
Курс знакомит с методологией дает обзор основных инструментов постоянного совершенствования (кайзен).
Рецензии [3]
Рецензии на книги по качеству, бережливому производству
Практика внедрения [35]
Примеры внедрения элементов бережливого производства в России и за рубежом.
Главная » Статьи » Бережливое производство, кайзен » Учебный курс

Введение - часть 1

Что такое Kaizen?

 
 
Слово «Kaizen», как вы наверняка догадываетесь, японское. На языке страны восходящего Солнца оно записывается из двух иероглифов, один из которых означает «изменение», а другой – «хорошо, к лучшему». Но само слово означает «постоянное усовершенствование». Хотя улучшения, достигаемые путем реализации концепции Kaizen, проходят медленно и являются малозаметными, спустя время это приводит к значительным результатам. По смыслу можно определить Kaizen также как улучшения небольшими шагами.
 
Kaizen следует отличать от обычной каждодневной работы в соответствии с должностной инструкцией, поскольку обычная работа не требует от сотрудника улучшений (напомним, что Kaizen – это усовершенствование).
 

Kaizen также не является радикальным нововведением со значительным изменением технологии работы и со значительными инвестициями. Так, внедрение EPR-системы является инвестицией (т.е. не Kaizen), а, например, доработка отчета уже существующей информационной системы с целью сокращения времени на поиск нужной информации является одним из мероприятий Kaizen. План инвестиций имеет начало и конец. Kaizen никогда не заканчивается (напомним, что Kaizen – это постоянное усовершенствование).

Что такое Gemba?

На японском Gemba означает «настоящее место» (место, где происходит настоящее действие). Применительно к бизнесу, это имеет два значения:

-         Рабочее место (т.е. то, где работает сотрудник)

-         Место, где создается ценность оказываемых услуг (выпускаемой продукции). Именно это значение является основным.

 
Итак, Gemba – это то, где создается то, за что клиент готов платить (продукт или услуга), место, где добавляется стоимость. Как правило, люди, непосредственно добавляющие стоимость, не имеют подчиненных и находятся на самой нижней ступеньке управленческой иерархии (менеджеры по маркетингу, менеджеры по закупкам, рабочие склада, водители, менеджеры по продажам, операторы). Именно через труд этих сотрудников клиенты получают то, что они ожидают от компании.
 
Вместе с тем многие компании недооценивают важность рабочего места. Это характерно как для отечественных, так и для зарубежных фирм. Цитата из книги М. Имаи Gemba Kaizen: «Администрация существует для того, чтобы помогать людям на рабочем месте Gemba выполнять свою работу лучше с помощью устранения всевозможных препятствий. Однако в действительности я удивляюсь тому, сколько менеджеров правильно понимают свою роль. Почти всегда менеджеры считают рабочее место Gemba источником сбоев в работе, в котором все всегда идет плохо, и отрицают свою ответственность за эти проблемы».
 

Даже в японских компаниях когда-то Gemba была местом, которое избегали посещать хорошие менеджеры, и если им приходилось работать там, они считали это закатом своей карьеры. Сегодня, напротив, президенты некоторых хорошо известных японских компаний имеют богатый опыт по работе на Gemba. Они хорошо понимают, что там происходит, и обеспечивают необходимую поддержку.

QCD

Мероприятия постоянного усовершенствования Kaizen направлены именно на улучшение процессов, происходящих в Gemba (напомним, что Gemba – это место, где добавляется стоимость) для того, чтобы осуществлять требования и ожидания наших клиентов. Чего же ожидает от нас клиент? Можно выделить три основные области:
 

-         Качество (Quality) – качественный товар (услуги) нужного ассортимента с правильно оформленными документами;

-         Цена, стоимость (Cost) – снижение нашей торговой наценки через сокращение расходов на внутренние операции с товарами;

-         Доставка (Delivery) – доставка заказа с нужной частотой в нужное место.

 
Вы можете попробовать сформулировать и другие требования клиента, но, в конечном итоге, их можно отнести к какой-либо области из указанных трех. QCD – это аббревиатура, означающая ожидания клиента (Quality, Cost, Delivery). Та компания, которая будет работать во всех трех областях лучше других, и достигнет конкурентного преимущества.

Принципы Kaizen

Kaizen основывается на трех принципах:

1.       Процесс ведет к результатам. Ключевым словом здесь является слово «процесс». Результат не появляется сам по себе, он лишь следствие процесса. Влияя на процесс, мы влияем на результат. Соответственно, для того, чтобы улучшить результат, нужно улучшить процесс.

2.       Все системы. Главные процессы (закупки, доставка, складирование и т.п.) проходят через различные подразделения, ни одно из которых не способно самостоятельно обеспечить QCD. Только согласованная работа различных подразделений способна продвигать компанию к QCD. В наших проектах работа в области Kaizen начинается с создания группы, в которую входят представители различных служб.

3.       Не осуждать. Вместо критики людей, работающих на Gemba за то, что они не достигают требуемых результатов, лучше решить проблему, улучшив процесс.

 

Допустим, есть проблема: склад не успевает собирать заказы вовремя. В таблице ниже приведены ее возможные причины и возможные решения:

 

Возможная причина

Возможное решение

Не хватает комплектовщиков

Найм дополнительных комплектовщиков

Низкая скорость работы комплектовщиков

Изменить порядок расстановки товара на складе, ограничить количество закупаемых и поставляемых серий

Поздно поступают документы на сборку

Установить предельное время подачи документов, повысить скорость работы информационной системы

Много времени теряется на проверку

Сократить количество требуемых проверок

 

Вы видите, что только в первом случае мы не влияем на процесс. Во всех остальных случаях предлагаемые решения непосредственно воздействуют на него с целью повышения скорости и обеспечения своевременности сборки. Но реализовать такие решения, как, например, ограничение количества закупаемых и поставляемых серий, невозможно силами склада, здесь требуется привлечение отдела закупок, что является проявлением принципа №2.

Концепции Kaizen

Три принципа Kaizen (процесс ведет к результатам; все системы; не осуждать) реализуются через семь концепций:
 

-         От SDCA к PDCA

-         Следующий процесс – потребитель

-         Качество прежде всего

-         На входе – маркетинг

-         Управление «как можно раньше»

-         Управление через данные

-         Контроль отклонений

 
Эти концепции взяты из идеологии всеобщего управления качеством (Total Quality Management), они подчеркивают особую важность качества в QCD. Ниже мы рассмотрим их более подробно.
Категория: Учебный курс | Добавил: kaizen (12.11.2007)
Просмотров: 4491 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Перепечатка разрешается с указанием гиперссылки на источник. Copyright 4Profit.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz