4Profit.ru
Пятница, 29.03.2024, 15:57
| RSS
 
Главная Учебные материалы
Меню сайта
Категории каталога
Учебный курс [12]
Курс знакомит с методологией дает обзор основных инструментов постоянного совершенствования (кайзен).
Рецензии [3]
Рецензии на книги по качеству, бережливому производству
Практика внедрения [35]
Примеры внедрения элементов бережливого производства в России и за рубежом.
Главная » Статьи » Бережливое производство, кайзен » Практика внедрения

Работа по совершенствованию процессов в Корпорации будет вестись постоянно

Нет сомнений, что одной из ключевых промышленных тем этого года станет поиск рецептов повышения эффективности производства. При этом мировая практика показывает: сегодня наиболее конкурентоспособной в этом плане является производственная система Лин ("бережливое производство"), к принципам которой с целью сокращения и устранения потерь в технологических процессах обращается все больше российских компаний. Хорошим позитивным опытом по внедрению Лии-технологий обладает ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" - один из признанных лидеров российского авиапрома. Не случайно именно "Иркут" выступил генеральным партнером III Российского Лиин форума "Бережливая Россия", который проходил в ноябре прошлого года в Челябинске. О роли и значении Линтехнологий "Промышленному еженедельнику" рассказывает руководитель департамента экономического планирования и контроля ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" Александр Субботин.

- Александр Михайлович, Корпорация "Иркут" осенью 2008 года выступила генеральным партнером III Российского Лин Форума…
- Да, и это, как говорится, не случайно. Мы пошли на это совершенно сознательно и считаем, что это - стратегически правильный ход. На сегодняшний момент в Корпорации "Иркут" уже идет процесс по внедрению проектов широкомасштабного освоения Лин-технологий - то есть, процессов непрерывных улучшений. Поскольку Российский Лин Форум на сегодняшний день - единственная крупная профессиональная площадка, нам было важно, чтобы как можно больше специалистов Иркутского авиационного завода, других предприятий, подразделений и служб Корпорации смогли приехать туда, послушать выступления, посмотреть на передовой опыт в данной области предприятий других отраслей, осваивающих Лин-технологии, поучаствовать в работе секций форума, пообщаться с коллегами - с теми, кто уже давно работает в плоскости принципов Лин, и тех, кто только начинает их осваивать и имеет свой опыт? и т.д. Это очень важно - ощутить себя в гуще технологического процесса, в эпицентре опыта и компетенций. И статус генерального партнера в том числе позволил нам обеспечить достаточно массовое представительство специалистов Корпорации на мероприятиях форума.

- Сколько специалистов Корпорации "Иркут" приняли участие в Российском Лиин форуме?
- Порядка двух десятков ключевых специалистов, самым непосредственным образом обеспечивающих внедрение в подразделениях Корпорации философии Лин-технологий. При этом нельзя не учитывать и информационную составляющую нашего участия в форуме: мы познакомились с большим количеством очень интересных проектов, что-то оказалось очень полезным и неожиданным для нас, какой-то опыт внедрения этих проектов для нас очень важен, даже при том, что он не является непосредственным опытом внедрения Лин. С другой стороны - участники форума узнали о Корпорации "Иркут". Мы также получили определенный имиджевый эффект от освещения работы форума в СМИ.

- Какие конкретные шаги или мероприятия по освоению Лин-технологий проводятся в Корпорации "Иркут" в последнее время?
- Это очень масштабная повседневная, по сути, работа, и просто "перечнем мероприятий" ничего не объяснить… Но если для примера… так, в декабре на Иркутском авиазаводе был проведен специализированный тренинг по обслуживанию и быстрой переналадке оборудования, который проводил один из лучших специалистов в этой области в мире. Этот тренинг открыл цикл тренингов по применению инструментов Лин. Эффективность использования оборудования, особенно нового оборудования - вопрос для нас чрезвычайно важный. Очень часто случается, что компания приобретает и устанавливает дорогостоящее новое оборудование, рассчитывает на существенный рост производительности и качества, но результаты оказываются не такими, как рассчитывали и ожидали.
Реализуется ряд мероприятий для топ-менеджеров корпорации, в частности, практическое обучение "Хосинканри" - развертывание видения и миссии корпорации по всем уровням управления (вплоть до линейных подразделений). В январе 2009 года начнется широкомасштабное обучение "экспертов, новаторов" - по подразделениям Иркутского авиационного завода и в целом по Корпорации. Кроме того, идет подготовка программы обучения наших конструкторов, технологов, экономистов.

- Конструкторов?
- Это очень важно! В России, к сожалению, на сегодняшний день ни на одном предприятии, насколько я знаю, конструкторские службы не владеют технологией конструирования под заданную стоимость. Мы потеряли умение по управлению стоимостью, по использованию функционально-стоимостного анализа, проектированию под заданные технологии и под заданные ценовые параметры. Это крайне важно! Мы планируем масштабное обучение по всем всех этим направлениям. Обучение будет проходить под эгидой проекта МС-21, в котором с самого начала должны учитываться все эти требования.

- Можно чуть подробнее?
- В рамках проекта МС-21, Корпорация "Иркут", как головной исполнитель, поставила задачу конструкторам и технологам: спроектировать самолет и производство под изначально заданные требования (требования авиакомпаний, себестоимость, длительность производственного цикла, использование новых технологий и т.д.). Мы хотим научить конструкторов, технологов и всех прочих специалистов, участвующих в проектировании самого самолета и создании производства, инструментам, которые реально помогут им работать на современном мировом уровне.

- Что больше всего мешает осваивать Лин?
- Вы знаете, я и сам такой вопрос задавал своим коллегам. Ответ, как правило, такой: очень много текущих задач и проблем, решение которых забирает силы, время и т.д. Проблема в том, что очень многие менеджеры, особенно среднего звена, 100% своего рабочего времени уделяют именно текучке. Нередко и топ-менеджеры полностью погружены в "текучку", хотя по классическим стандартам топ-менеджер должен уделять текучке максимум 20-30% своего времени. Но в том-то и дело, что Лин позволяет иначе взглянуть на рабочие процессы, применять инструменты, которые достаточно просты, но весьма эффективны, и которые позволяют высвободить время, необходимое для стратегических задач…

- У вас в Корпорации это срабатывает?
- Да, на самом деле. Даже наш первый опыт показал, что стоит даже немного обучить людей, показать им реальное положение дел, попросить посмотреть на существующую ситуацию со стороны (измерить расстояние, время, т.е. увидеть потери)… и люди сами начинают генерировать идеи и предложения для того, чтобы ликвидировать недостатки производства и те потери, которые обнаруживаются.
Конкретные примеры успехов - есть, и их немало. Были построены карты некоторых потоков создания стоимости на заводе, люди увидели в цифрах то время, которое, например, деталь пролеживает в ожидании обработки. Они увидели, сколько времени реально простаивает оборудование. Больше того: были вскрыты причины простоев, которые связаны не с какими-то экстраординарными моментами, а с обычной неорганизованностью - что-то где-то забыли, упустили, где-то просто поторопились и т.д., и все это сказывается на результате. Когда вся эта фактура наглядно представлена, у людей мысли сразу начинают работать в правильном направлении: как убрать неэффективные моменты, избегать простоев и лишних движений.

- Выглядит достаточно очевидным…
- Именно! Лин-технологии опираются на обычный здравый смысл, и при своей внешней простоте приводят к весомым результатам. Но на самом деле речь идет не о наборе неких операций, а, по сути, о новой производственной философии. В основе этой философии лежит очень простая вещь, которая, на мой взгляд, заключается в создании у людей осознания необходимости постоянных и непрерывных улучшений, направленных на устранение существующих потерь и недопущение потенциальных. Постоянно - это буквально каждый день. Каждый день необходимо улучшать те или иные элементы, из которых состоит тот или иной производственный процесс. Принцип Лин-философии очень простой - наблюдай, анализируй (ищи потери), улучшай (устраняй потери), снова наблюдай, и т.д. По этому принципу должны работать абсолютно все сотрудники Корпорации: и менеджеры и рабочие.
Стало понятно, что для успеха необходимо именно массовое участие работников, массовое обучение и постоянная работа. На форуме в Челябинске директор одного уральского предприятия, на котором активно внедряют Лин-технологии, рассказал, что за год на предприятии работниками было внесено более 12 тыс. предложений по улучшениям, половина из которых была реализована. 6 тыс. предложений за год! Наверняка это принесло более чем ощутимый успех…

- Для тех, кто слабо знаком с этой философией, в нескольких штрихах представьте ее основные принципы, пожалуйста…
- Все инструменты Лин-технологий используются в так называемой "гембе" - то есть в том месте, где физически осуществляется тот или иной процесс (например, непосредственно на производстве), поскольку именно в этих местах можно увидеть все имеющиеся недостатки.
Для анализа процессов используется очень эффективный прием - визуализация. Выглядит все внешне достаточно просто. Например, карты создания потока ценности делаются на бумаге с помощью ножниц, клея, фломастеров и т.д. Карта представляет движение "потока" от получения заявки заказчика - до получения им готовой продукции. При этом определяются ключевые параметры: время, добавляющее ценность для заказчика, время, не добавляющее ценности, время цикла, расстояние, которое проходит материал в процессе обработки, и все остальное… Получается очень наглядно. И становится очевидным, где необходимо осуществить какие-либо мероприятия, чтобы сократить то время, которое не добавляет ценности (скажем, "пролеживание" материалов в ожидании обработки). По статистике, время, добавляющее ценность, в общем цикле составляет всего 6%. То есть, 94% времени производственного цикла не создают ценности для заказчика. За счет применения различных мероприятий Лин (5S, ТРМ, быстрая переналадка, "канбан", поставка "точно в срок" и проч.) сокращается время, не добавляющее стоимости. В результате, сокращается время общего цикла, увеличивается производительность труда, освобождаются площади, сокращаются запасы и, естественно, все это, в конечном итоге, позитивно отражается на финансовом состоянии.

- Вы говорите о Лин-технологиях непосредственно на производстве?
- Не только там. Элементы Лин привносятся и в офисную деятельность, которая организуется по строгим стандартам. Например, на поиск любого документа должно уходить не больше 15 сек. Любой телефонный разговор - не больше двух минут, любое совещание - не больше 40 минут. На столе должны лежать документы трехдневной актуальности, в шкафах - месячной актуальности. Все остальное - в архив.

- Все эти мероприятия требуют серьезных инвестиций?
- Дело в том, что внедрение Лин-технологий не требует серьезных капитальных вложений, что очень важно особенно сегодня. Это организационные по сути мероприятия. А если и есть какие-то вложения (расходы на обучение, на приведения в порядок рабочих мест, на мотивацию сотрудников и т.п.), то они окупаются…, с точки зрения авиастроения, я бы сказал, практически мгновенно.

- Вы будете способствовать внедрению Лин-технологий у партнеров по кооперации?
- Да, конечно. Мы существуем в рамках Объединенной авиастроительной корпорации. Бережливое производство внедряется параллельно на других авиазаводах страны - например, в ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина", ОАО "Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова". Сделаны первые шаги на заводах в ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", ЗАО "Авиастар-самолетное производство"… Следует заметить, что Объединенная авиастроительная корпорация придает Лин-технологиям исключительное значение.
Что касается наших партнеров, то мы готовы оказывать им любое содействие и помощь в освоении Лин-технологий. К тому же, это позволит нам лучше понимать друг друга.

- В России традиционно сложно дается начало любого пути. Можно попросить вас рассказать о том, как начиналось внедрение Лин технологий в Корпорации "Иркут"?
- На этапе изучения мы посетили одно из наиболее "продвинутых" на сегодняшний день в России по части внедрения Лин технологий предприятие - "ВСМПО-Ависма". Были проведены исследования по возможностям компаний-консультантов и в результате мы выбрали екатеринбургский "Центр Оргпром", который помогал осваивать Лин технологии целому ряду российских промышленных гигантов, таких как РУСАЛ, "ГАЗ", "АвтоВАЗ", "ВСМПО-Ависма" и проч.
Непосредственно запуск проекта в Корпорации "Иркут" осуществляется следующим образом. Было проведено пилотное изучение одного из производственных направлений Иркутского авиационного завода (выпуск и поставка авиакомпонентов в рамках международной промышленной кооперации), в рамках которого составили сегодняшнюю "карту потока создания ценности" по производству конкретной продукции (ниша шасси для самолетов А-320). Затем была составлена карта будущего состояния потока - желаемого состояния, и выработан перечень мероприятий по практической реализации "будущей" карты. Далее: на базе этих материалов было проведено обучение специалистов высшего и среднего звена менеджеров предприятия по основным инструментам и методикам Линтехнологий. Для проведения обучения привлекался один из экспертов международного уровня в области Лин-технологий - Дэвид Майер, президент Lean Associates, Inc. Второй этап обучения был проведен в Москве для топ-менеджеров Корпорации. Весь учебный цикл был организован и проведен с привлечением специалистов "Центра Оргпром" (кстати, именно эта компания выступает организатором Российских Лин Форумов). Затем был издан приказ о начале масштабного внедрения Лин-технологий в практику деятельности Корпорации "Иркут".
Далее были разработаны планы масштабного обучения служб и подразделений Корпорации, определены направления деятельности в качестве первоочередных по внедрению Лин-технологий, созданы соответствующие рабочие группы.
Перед персоналом Корпорации была поставлена задача о понимании, всеми без исключения сотрудниками, необходимости повышения эффективности деятельности. В перспективе планируется, что Лин-технологиями будут охвачены все без исключения производства Корпорации, все ее производственные, технологические, конструкторские и управленческие службы, в том числе проектные службы и дирекции, отвечающие за работу по конкретным проектам - Су-30, Як-130, МС-21 и др.

- Каким видится вам дальнейшее развитие этой программы?,
Мы планируем развитие программы по внедрению Лин-технологий с привлечением внешних консультантов. В частности, достигнута договоренность, что нам помогут в этом и внутренние Лин-эксперты нашего партнера - корпорации Airbus, где одним из элементов известной программы по сокращению затрат Power-8 является именно масштабное внедрение Лин-технологий.
На первой стадии реализации программы будет проводиться масштабное обучение работников. Также планируется введение соответствующих организационных изменений в структуре управления всех подразделений Корпорации, создание в Москве и Иркутске "Лин-офисов".
При этом, упор делается не на разовую акцию по овладению набором конкретных приемов и инструментов. Речь идет о непрерывной и, по сути, бесконечной работе по повышению эффективности деятельности Корпорации.
Мы уверены, что освоение и внедрение Лин-технологий позволит нам уже в обозримом будущем сократить сроки производства продукции и конструкторских работ. Что, в свою очередь, позволит: сократить дефициты в части трудовых ресурсов и оборудования, уменьшить накладные расходы.

- Всемирный кризис работает на имидж Лин-технологий?
- Мягко говоря, увязывать кризис и популярность Лин-технологий - очень спорная позиция, хотя это достаточно популярный тезис. Но я считаю, что эти реалии ни в коем случае не надо увязывать. Внедрение новой производственной философии, новых подходов к технологическим процессам никак не связаны по сути своей с отсутствием либо с наличием того или иного кризиса. И это чистая случайность, что у ряда предприятий, в том числе и Корпорации "Иркут") фаза активного освоения Лин-технологий совпадает с фазой обострения на мировых финансовых рынках. Если бы не было этого кризиса, или какого-то там еще кризиса, мы действовали бы абсолютно так же - занимались бы широкомасштабным внедрением Лин.

- Неожиданное заявление в ситуации, когда вокруг чуть ли не все подряд мотивируют кризисом…
- Это не так. Кризисы приходят и уходят. Рано или поздно они заканчиваются. А внедрение Лин-технологий, новых подходов - это категория постоянная. То есть, мы для себя с самого начала решили: делаем эту работу с точки зрения того, что это внедряется навсегда, что пока будет существовать Корпорация, работа по совершенствованию процессов в ней будет вестись постоянно.

ВРЕЗКА
"Первый опыт работы Корпорации "Иркут" по внедрению на предприятиях компании "технологий бережливого производства" или Лин-технологий, свидетельствует о том, что они реально позволяют добиться повышения эффективности производства, увеличения производительности труда, снижения издержек и улучшения качества продукции без значительных дополнительных инвестиций. При Лин-менеджменте определенные вложения, такие как: расходы на обучение, на приведение в порядок рабочих мест, на мотивацию сотрудников и другие, окупаются в кратчайшие сроки, за несколько месяцев. В то время как обычные сроки окупаемости для авиастроения составляют 6-10 лет. В условиях глобального финансового кризиса и жесткой конкуренции на мировом авиастроительном рынке это становится одним из важнейших конкурентных преимуществ компании".

Олег Демченко, Президент Корпорации "Иркут" 

Источник: газета "Промышленный еженедельник"

Категория: Практика внедрения | Добавил: Alex (25.02.2009)
Просмотров: 7527 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Alex  
0
ОАК ПРИСТУПИЛА К ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ СВОИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

/AVIA.RU/
12 марта, AVIA.RU - Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация" приступило к повышению энергоэффективности своих предприятий.

На всех заводах Корпорации будут выработаны программы мероприятий, цель которых - суммарное снижение потребления энергии на единицу выпускаемой продукции на 40% к 2012 году, а к 2015 году - еще на 30%, что позволит выйти на уровень ведущих мировых авиастроительных компаний по этому параметру. Общие годовые расходы ОАО "ОАК" на энергоресурсы в 2012 году по всем предприятиям уменьшатся с прогнозируемых 7,8 - 8,2 млрд. рублей до 4,8 - 5,2 млрд рублей. Проект рассчитан на период до 2012 года, но долгосрочные программы энергоэффективности не ограничиваются этим сроком.

В настоящее время на ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" и ЗАО "Авиастар-СП" проходит расширенный энергоаудит: электротехническое, теплотехническое и тепловизионное обследования, анализ договорной базы по поставкам топливно-энергетических ресурсов, а также системы мотивации соответствующего персонала. На основе полученных данных будет разработана программа повышения энергоэффективности и привлечения инвестиций в этот проект. ОАО "ОАК" выступает в роли координатора проекта и контролера качества.

Выработанные решения в течение 2010 года планируется распространить на остальные предприятия ОАО "ОАК".


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Перепечатка разрешается с указанием гиперссылки на источник. Copyright 4Profit.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz