Обычно работа выполняется большим количеством людей, работающих рядом друг с другом. Чем бы ни занимался сотрудник, если нет четко установленных правил выполнения работы, ему вначале приходится решать, что сделать, а потом уже делать то, что нужно. Для ускорения и упрощения процесса часто повторяющиеся операции можно стандартизовать.
Стандарт – сегодняшний наилучший способ выполнить работу
Когда мы говорим, что создали стандарт, это означает, что мы определили, каким способом эту работу выполнять лучше всего.
Установленные для каждого рабочего места стандарты представляют собой способ действий, который в случая его соблюдения гарантирует высокий уровень качества и производительности.
Цель создания стандартов: хорошие результаты должны повторяться!
Ошибка – отклонение от стандарта.
Стандарты позволяют проверить, работает ли каждый в соответствии с установленными правилами. В баскетболе пять игроков команды играют по одним и тем же правилам, чтобы выиграть матч. Если один из игроков не следует правилам, можно ожидать проигрыша всей команды. То же самое применимо и к работе. Если кто-то из сотрудников не соблюдает стандарты, он может мешать остальным достигать поставленных целей.
Свойства стандартов
1. Отражают лучший, самый легкий и самый безопасной способ выполнения работы. Хороший стандарт не содержит бесполезный действий Muda, а также не допускает перегрузки сотрудников (Muri) и неравномерности работы (Mura).
2. Предлагают лучший способ сохранения знаний и опыта в компании. Если стандарты разработаны, то даже в случае увольнения, болезни, отпуска или перевода сотрудников на другие должности работа продолжает выполняться без потери качества.
3. Обеспечивают измерение производительности труда сотрудников. На основании стандартов (т.е. когда все выполняют процесс одинаково) можно создавать нормы, выполнение и перевыполнение которых является основой для достойной оплаты труда.
4. Создают основу для поддержания стабильности процесса и его улучшения. Если процесс выполняется по-разному (т.е. нестабильно), непонятно, как его улучшать.
5. Являются основой для обучения сотрудников. При наличии стандарта ясно, что обучать нужно его применению.
6. Обеспечивают предотвращение ошибок. Существование стандарта позволяет избавиться от ошибок категории «забыл» или «не проверил».
Разработка стандартов
Разработка стандартов осуществляется по следующему циклу:
Написание стандарта |
1. Выявить процесс для стандартизации
2. Проанализировать процесс для устранения бесполезных действий Muda
3. Формализовать стандарт |
Работа по стандарту |
4. Сделать стандарт доступным для пользователей
5. Проинформировать о введении, обучить
6. Следовать стандарту в работе |
Выявление отклонений, проверка стандарта на точность |
7. Оценить результаты применения стандарта
8. Выявлять отклонения от стандарта
9. Определять причины отклонений |
Корректировка стандарта |
10. Принять временные меры для предупреждения отклонений
11. Скорректировать стандарт
12. Проверить, что сотрудники стали использовать обновленный стандарт |
Проверка стандартов
Если процесс происходит неудовлетворительно, проверяйте: |
Есть ли у сотрудников стандарты? |
ДА |
НЕТ |
Знают ли сотрудники стандарты? |
ДА |
Изменить стандарт |
Формализовать стандарт |
НЕТ |
Обучить применению стандарта |
Создать стандарт |
Формы стандартов
- Процедуры, схемы бизнес-процессов, технологические инструкции.
- Визуальные схемы операций.
- Разметка, маркировка.
- Фотографии
Для практического применения, например, в складской деятельности, лучше использовать наглядные средства, такие как визуальные схемы, разметка и фотографии.
Контроль стандартов
Стандарты должны находиться на рабочем месте Gemba, чтобы быть доступными для сотрудников. Контроль их соблюдения может осуществляться тремя способами:
1. Через визуальное управление – например, по отклонениям от разметки.
2. Через индикаторы (показатели деятельности) – по ухудшению показателей.
3. Через систему периодической проверки (аудит стандартов) – особенно для функциональных служб – по ответам на контрольные вопросы.
Успешное управление с точки зрения Kaizen можно свести к двум правилам:
1. Поддерживать стандарты.
2. Улучшать стандарты.
|