Во время Второй мировой войны необученные, практически неграмотные негритянки занимались сборкой моторов - а это, пожалуй, самая сложная часть самолета. Процесс сборки состоял из более чем 80 различных операций. При этом в силу особой специфики производства нельзя было применить принцип "одна операция - одна работа", т.е. назначить на выполнение каждой операции одного работника; весь процесс целиком должен было выполнять один опытный рабочий. Обычно это означает, что всю работу нужно передать опытным механикам. Но таких не нашлось. Требуемый объем выпуска продукции был очень велик, потребность в ней в высшей степени настоятельна, а возможности поставить организацию производства на профессиональную основу не было. Поэтому всю работу пришлось поручить полуграмотным женщинам, поскольку никакой другой рабочей силы просто не было. Весь процесс сборки разложили на 80 операций; операции соединили в логической последовательности. Каждой работнице дали подробную инструкцию, которая шаг за шагом объясняла, что за чем делать и на что обращать особое внимание при выполнении той или иной операции. Результат удивил всех: работа выполнялась быстрее и качественнее, а ее объем был больше, чем при использовании труда высококвалифицированных механиков или на традиционной сборочной линии. /источник: П.Друкер. Практика менеджмента/
|